19.12.13

Подлежащее и сказуемое

12.12.13
Разбирали на занятии тему "Подлежащее и сказуемое". Дети уже сталкивались в украинском языке с темой "Підмет і присудок", поэтому когда провели аналогию, то многие так и дают определение. 
- Как вы понимаете, что такое подлежащее?
- Подлежащее - это "підмет".

Когда стали разбирать конкретные примеры, искать грамматическую основу предложений, столкнулись в трудностями. Причем, как дети, так и я. Что натолкнуло меня на мысль о поиске знатока русского языка для последующего изучения. Одно дело - грамотно писать, а совсем другое - разбираться в грамматических нюансах.
Хорошо, если предложение такое: Лягушонок обрадовался и закричал. (здесь зачеркивание заменяет двойную черту - обозначение сказуемого). В простых предложениях ни у меня, ни у детей сложностей с поиском главных членов предложения не было.
А вот чуть сложнее: Каждый хочет быть больше. Подлежащее нашли сразу, а вот сказуемое. Первая версия была просто "хочет". Потом пришли к "хочет быть". Но, оказывается, что смысловая нагрузка падает на слово "больше", поэтому сказуемое в этом предложении составное, из трех слов -  "хочет быть больше".
Вот и получается, что мне время от времени приходится искать ответы в интернете. А на занятии вопросов возникает довольно много, и неплохо было бы найти человека, у которого ответы на них будут в памяти :)

19.12.13
Готовясь к занятию открыла для себя много нового в грамматике русского языка :) Например, что инфинитив (безличная форма глагола) может быть любым членом предложения, даже подлежащим. Как в предложении "Курить - здоровью вредить".

Проверили домашнее задание о поиске главных членов предложения в тексте.

Сегодня разбираемся с написанием "не" с глаголами. В выборе тем для занятий я немного ориентируюсь на учебник, но преимущественно на то, с какими трудностями дети сталкиваются при написании диктантов. Где возникает большинство ошибок, то и изучаем.

Не хочу, не буду – ненавижу
Правилочастица "не" с глаголами пишется раздельно и меняет их значение на противоположное. 
Исключение: "не" пишется слитно только с теми глаголами, которые без "не" не употребляются. Например: невзлюбить, нездоровится, ненавидеть, негодовать, недоумевать, неволить.

В зевершении пишем диктант. Сегодня писали с подсказками. То есть перед каждым сомнительным словом, я их предупреджала о том, что нужно подобрать проверочное или уточнить нужен ли мягкий знак. Потому как привычки задумываться над написанием и проверять написаное у детей пока нет.

Валентина Мержиевская

1 коментар:

  1. Валя, Я написала в ФБ ответ и порекомендовала Марию Храпачеву. Мы с ней обсуждали этот вопрос предварительно, если можем приехать в следу четверг или в пятницу после обеда дайте знать, я с Марией свяжусь и договорюсь.

    ВідповістиВидалити